Теперь можно говорить об отличиях:

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Между католицизмом и православием официально отсутствует евхаристическое единство. И Церковь сказала: «Никогда!». Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.

Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии.

Теперь можно говорить об отличиях:

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных. В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда. У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения. Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Наиболее ярко различие в богословских методах проявилось в споре о Фаворском свете между Варлаамом Калабрийским (пользовавшегося методами западного богословия) и прп. Григорием Паламой. В результате утраты сверхъестественных даров (укрепляющего воздействия Божественной благодати) человек возвратился в своё естественное состояние, подверженное борению духа и плоти.

Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха). Православные и католики признают права светских властей.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства

Поэтому признание прав личности и отказ от претензий на светскую власть были важнейшим шагом в развитии католического социального учения. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности.

Тем не менее, в практике Антиохийской православной церкви католики допускаются к причастию. На древнейших формах католического распятия Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением. Зачем же отравлять их статьями Гермогена, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами?

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления

Истинная Вера одна — Православная; но и все христианские верования — по долготерпению Вседержителя — держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви — не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании.

Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в… православной церкви, так и в римокатолической. Свт. Феофан Затворник:«Есть много смиренных писак-тружеников, не у католиков только, но и у протестантов. Кажется, св. Церковь наша снисходительна к католикам, — и признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства, что очень значительно.

Отделили их и отсекли от общего Тела Церкви». Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма». Католики, лютеране и реформаторы отпали от Церкви Христовой. Они явно идут против Христа и Его Церкви». Прав. Иоанн Кронштадский: «Вы не сердитесь, друзья, а внимайте истине Божией в простоте сердца, ведь и мы говорим и дерзаем от простоты сердца.

А чаще всего другое — человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле… В некоторые католические иконы влюблялись люди. В православную икону влюбиться невозможно. Русская православная церковь нередко обвиняет Католическую церковь в прозелитизме, под которым она понимает проповедь католицизма среди православных христиан. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм.

Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Свт. Феофан Затворник: «Мы с вами — частные лица; и в мнениях своих должны сообразоваться с решением православной церкви.